Государственные кредитные билеты 1887-1895гг
Экономический подъем конца 60- 70-х годов, завершение промышленного переворота создали предпосылки для укрепления финансовой системы. Однако новый виток инфляции спровоцировала русско-турецкая война 1877-1878 гг. Главная задача в царствование Александра III (1881 – 1894) оставалась прежней, перешедшей по наследству от его отца, - избавление от дефицита бюджета и укрепление рубля. Министр финансов Н.Х.Бунге (1881-1887г) пытался решить эту задачу посредством укрепления экономики в целом и накопления золотого запаса государства. Его преемник на посту министра финансов И.А. Вышнеградский (1887-1892 г.) предпочел решать финансовую проблему в финансовой же сфере. Скапливая денежные запасы в кассах государственного казначейства, он использовал их в заграничных биржевых операциях, поднимая курс рубля. Золотой запас государства при нем так же значительно увеличился. Результатом их политики было укрепление бумажного рубля.
Внешне бумажный рубль тоже изменился, и стал подчеркнуто "народным". Царский вензель теперь соседствовал с изображениями древних палат, их парадных крылец, деталей резных деревянных иконостасов, архитектуры северной избы, орнаментов старинных рукописей. Новый стиль внедрял в общественное сознание идею защиты государем национальных интересов Родины, ее традиций и устоев. Рубль «псевдорусского» стиля явно был рассчитан на то, чтобы нравиться всем — дворянам, купцам, крестьянам, как бы сплачивая все общество, а не усугубляя его классовую и сословную неоднородность. Здесь, безусловно, нашла отражение политика государственной поддержки новорожденного российского капитализма.
В 1892 году впервые при изготовлении банкнот был применен знаменитый "орловский" способ печати, позволявший печатать изображение несколькими красками одновременно. Переходы цвета, получавшиеся в результате этого процесса, было практически невозможно воспроизвести в кустарных условиях, что сильно повысило защищенность банкнот от подделки.
В 1887— 1895 гг. в обращение выпускались государственные кредитные билеты новых образцов достоинством 25, 10, 5 рублей, 3 рубля, 1 рубль.
Рисунок на лицевой стороне 5-рублевого билета включает многообразные виды древнерусского оружия — скрещенные копья, бердыши (металлический полумесяц, насаженный на древко), секиру (топор с длинной рукоятью), сабли, булаву (короткий жезл с массивным шарообразным наконечником), кистень (короткую деревянную палку с подвешенным металлическим грузом), колчаны со стрелами и др. На их фоне изображен боевой щит, рядом с которым слева и справа нарисованы два шлема и сверху — вензель Александра III, увенчанный императорской короной. На щите, края которого покрыты декоративным орнаментом, помещен герб России.
На оборотной стороне кредитных билетов названных пяти достоинств нарисован герб империи, обрамленный сложными узорами. На этой же стороне денежных знаков расположен текст с извлечением из манифеста об их выпуске. Оформление всех этих знаков включает и другие обязательные элементы — указание их наименования, обозначение номинала, года выпуска, номеров, факсимильные подписи управляющего и кассира Госбанка.
В 1892-1895 года в обращение поступили кредитные билеты, имевшие несколько иной внешний вид. На лицевой стороне одного из них, а именно 25-рублевого достоинства, помещено символическое изображение женщины в богатой княжеской одежде, шапке Мономаха. Женщина держит скипетр и державу и одной рукой опирается на широкий и высокий древнерусский щит с рисунком герба России. У основания щита изображен собирающий урожай крестьянин, лицо которого обращено в сторону сидящего человека с развернутым пергаментом в руке. На оборотной стороне этого денежного знака в каждом из шести небольших овалов, расположенных вокруг цифр 25, помещена красивая миниатюра. На ней изображен портрет женщины в кокошнике — старинном русском национальном головном уборе замужних женщин, состоявшем из широкого обруча с высокой передней частью (очельника) и донца с лентами, спускавшимися сзади, и украшенном жемчугом и самоцветными камнями.
На одном и том же месте лицевая и оборотная стороны 25-рублевого знака имеют овальные рамки, увенчанные коронами. На поверхности кредитного билета внутри данных рамок нет каких-либо черно-белых или цветных рисунков, однако при рассмотрении на свет можно было увидеть изображение водяного знака — портрета Александра III. Этот же портрет, но только в «зеркальном отражении» можно увидеть в овальной рамке, если билет перевернуть на другую сторону. В оформлении бумажных денежных знаков страны подобный прием был применен впервые. Позднее он иногда использовался, но с некоторыми изменениями.
Символические изображения женщины в княжеской одежде, шапке Мономаха помещались также на кредитных билетах с нарицательной стоимостью 5 и 10 руб. Однако в отличие от похожего рисунка, имевшегося на 25-рублевом знаке, на данных билетах женщина изображена сидящей.
На лицевой стороне 5-рублевого билета женщина изображена с опущенным острием вниз двуручным мечом, обвитым лентой и ветвью, и небольшим щитом, на котором нарисован герб. На оборотной стороне знака, по его углам расположен портрет женщины в кокошнике, взятый в овальную рамку. По краям купюры имеется обрамление, включающее текст извлечения из манифеста о выпуске кредитных билетов.
На знаке 10-рублевого достоинства в левой руке женщина держит ветвь как традиционный символ миролюбия, правой рукой опирается на щит с рисунком герба России. Знак имеет прямоугольное обрамление, на котором обозначены номинал (арабскими и римской цифрами, словами), год выпуска. На оборотной стороне билета, в его центре изображен герб страны, по краям — прямоугольное обрамление, на котором помещен текст извлечения из указанного манифеста.
Все кредитные билеты, выпущенные в 1887-1895 гг., содержали текст с указанием об их размене в кассе Госбанка на серебряную и золотую монету. Однако, как отмечалось, на практике данное положение о размене не выполнялось.